Выставка Владимира Перцова

20 февраля – 14 марта 2012 года
Музей В.В. Набокова

«… Умное искусство», «умное делание» вообще – в основе созидания, несущее общее благо.
Соединение чувуства и ума в добре – отличие человека от всего тварного мира».
Владимир Перцов


Перцов Владимир Валерьевич (род. 1933) – Заслуженный художник России, Заслуженный деятель искусств, профессор Московского государственного академического художественного института им. Сурикова и Московского полиграфического института.

В 1956 году Владимир Перцов окончил Московский полиграфический институт и стал активно сотрудничать с издательствами — «Советский писатель», «Малыш», «Детская литература» где проиллюстрировал более сотни книг. Это «Ваня Датский» Б. Шергина,
«Садко» в пер. А. Нечаева, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Полтава» А. Пушкина и многие другие. Были им сделаны и листы на тему войны 1812 года: «Русская армия в 1812 году» и «Армия Наполеона и российская военная слава»
Первые работы художника в книжной графике характерны для периода 50-60-х годов, когда советская книжная графика переживала своеобразную революцию. Прозвучали они в то время новаторски, были избавлены от повествовательности, а поиск нового графического языка, новых цветовых решений, активное использование рукотворных шрифтов выделяли их из множества книжных иллюстраций, выходивших тогда в стране. Эти поиск и неуспокоенность объединяли художников различных школ – ленинградской и московской, в частности, и это также важный штрих в истории российского/советского искусства того времени.
В искусстве шрифта Перцов также совершил своеобразную революцию: художнику удалось на этой, часто трактуемой лишь как функциональная, территории добиться удивительной непринужденности и свободы, шрифт под его пером и кистью становится неожиданно привлекательным и живым. Это — такая же, как и иллюстрация в книге, дорога к сознанию ребенка.
Часто В. Перцов выступал в соавторстве с коллегами, для которых делал шрифты в оформленных ими книгах. Художник органично компонует саму графику (не всегда свою) со шрифтом (надписью), демонстрируя незаурядное и живое видение книжного пространства, когда пластика и темп письма в точности совпадают с темпом и пластикой рисунка.
Особой, можно сказать, «своей» темой для Владимира Перцова с конца 60-х становится русская история. В то время он был чуть ли не единственным художником, раскрывавшим тему древнерусской истории для детско-юношеской аудитории. Здесь художник демонстрирует глубокое знание исторического и этнографического материала: русского фольклора, былин и сказок.
Владимир Перцов — признанный мастер. Он получил около 40 почетных дипломов. Его произведения хорошо известны по многим отечественным и зарубежным выставкам, в том числе и персональным. Часто проходили совместные (парные) выставки с друзьями-художниками — Вениамином Лосиным, Евгением Мониным, Виктором Чижиковым, Александром и Валерием Трауготами.
Детские иллюстрированные книги периода 50-80-х гг. сегодня стали библиографической редкостью и не всегда знакомы современной аудитории, но это не умоляет их культурного, образовательного, эстетического значения и значения исторического для отечественной книжной графики. Собственно, сами выставки книжной графики тоже видятся сегодня своего рода редкостью. Именно поэтому мы полагаем, что выставка работ Владимира Перцова будет интересна для широкой аудитории, включая специалистов, т.к., к сожалению, в Петербурге (Ленинграде) он не частый гость: последняя его выставка проходила здесь более 20-ти лет назад.
Выставка проходит в рамках ежегодной программы, посвященной искусству книги и книжной графике – конференции «Трауготовские чтения», которая будет проходить 21 февраля 2012 года.

Пролистать наверх