ГРЕЕТ СОБСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ. Выставка произведений Веры Яновой 1940–1980-х годов

Фотографии с открытия выставки и экспозиция

 

Проект «Трауготовские чтения»
Санкт-Петербургский Центр книги и графики
25 ноября — 5 декабря 2023 года

Выставка «Греет собственное сердце…» задумана организаторами проекта «Трауготовские чтения» как часть экспозиционной «трилогии», формально приуроченной к 120-летию со дня рождения Георгия Николаевича Траугота
(1903–1961). В октябре 2023 года в Москве были параллельно открыты две экспозиции: выставка «Георгий Траугот. Живопись, графика» в «Открытом клубе» (ул. Спиридоновка, 9/2) и камерная Выставка произведений Веры
Яновой в ландшафтном бюро «МОХ» (Старомонетный пер., 12). Проведение настоящей выставки в Санкт-Петербурге является заключительным мероприятием этого цикла. 

Проект «Трауготовские чтения» сердечно благодарит галерею «Открытый клуб» и ландшафтное бюро «МОХ» за поддержку и организацию выставок в Москве. Кроме того, мы очень признательны бюро «МОХ» за участие в  оформлении данной выставки, за прекрасное и живое наполнение ваз, расписанных Александром Трауготом.

Вера Павловна Янова (1907–2004) — до сих пор малоизученный автор. Вместе с тем ее искусство поистине самобытно и по-своему симптоматично. Приняв во внимание ряд характерных особенностей творческой биографии художницы, уникальный комплекс ее живописного наследия можно прочитать как тайный визуальный шифр неподцензурной культуры послевоенного Ленинграда.
Значимость искусства Веры Яновой, спутницы жизни видного «круговца» Георгия Траугота, одного из тончайших живописцев ленинградской школы лирического пейзажа середины ХХ века, определена хотя бы уже тем, что оно, это искусство, явилось ключевым источником влияния на куда более известное и востребованное творчество братьев Александра (р. 1931) и Валерия (1936–2009) Трауготов — талантливых мастеров поздне- и пост- советского периодов, добившихся на поприще книжного иллюстрирования высокого институционального признания.
<…>
Живопись Веры Яновой представляется зрителю как царство экспрессивного, будто ничем не сдерживаемого цвета и пронзительного чувства, где последнее — субъективное чувственное переживание — заложено в основание художественного высказывания как его первый и достаточный аргумент. На первый взгляд, в творчестве художницы нетрудно выделить классические «жанры»: городской пейзаж, натюрморт, портрет, религиозные образы. Но строгая классификация легко стирается, один жанр скрещивается с другим, а последовательное опрощение изобразительного приема, в частности неправильный, будто бы «детский» рисунок, помноженное на форсированный колорит, ведет к коренному смещению смысловых акцентов.
<…>
Спонтанный, дерзкий подход к живописно-композиционному построению картины или, если использовать метафору, к красочному «взращиванию» образа; мнимая простота (подчас агрессивных) цветовых решений, свободных от любых требований адекватной соотнесенности с внешними реалиями; непременная, но каждый раз невероятная витальность живописного «жеста»; вечно подхлестываемая инспирация сюжета, дерзание запечатлеть «душу» уходящего момента, дня, настроения — таковы осевые доминанты пластического языка Веры Яновой, формировавшегося на протяжении 1940-х годов, которые гарантируют ей особое место в послевоенной истории ленинградского андерграундного искусства.

В названии выставки (Греет собственное сердце…) процитирована фраза Яновой, которую она повторяла своим детям и другим близким людям в Ленинграде во время блокады 1941–1944 годов. Вероятно, похожими словами можно определить и ее творческое кредо: искусство, идущее от сердца.

Художник Владимир Стерлигов (1904-1973), друг семьи Траугот,
в 1950-х годах так охарактеризовал искусство Яновой:

     Тут правдивые обманы
     И нездешние каноны
     То тюльпаны, как иконы,
     То иконы, как тюльпаны.

Подробнее о выставке в тексте ниже:

Некоторые произведения Веры Яновой, представленные на выставке

Пролистать наверх