Выставка Михаила Карасика «Посвящается Блуму»

Михаил Карасик
выставка
«Посвящается Блуму»
Музей В.В. Набокова. 13 августа — 3 сентября 2012 

Выставка организована в рамках проекта «Трауготовские чтения» совместно с коллекционером
Тимофеем Марковым
(в чьей коллекции находятся представленные работы).
Тимофей Марков активно собирает и пропагандирует российскую книгу художника. Его деятельность не ограничивается только коллекционированием книги и графики, он выступает, в том числе, как издатель малотиражных книг и альбомов. В сотрудничестве с «Творческой мастерской «Ручная печать» он подготовил ряд изданий, в частности, с Михаилом Карасиком — альбом литографий «Ленинградский архитектурный конструктивизм».

Михаил Карасик – известный российский художник, один из ярчайших и наиболее активных представителей направления книги художника в России, издатель, куратор, искусствовед. Это далеко не полный список того, чем занимался художник; впрочем, об этом можно свободно прочитать на сайте художника, в Cети и на других ресурсах.

«Посвящается Блуму» – это выставка трех произведений: трех альбомов (представлены оригиналы и отпечатанные автором развороты), условно объединенных эротической темой. В экспозицию вошли: «Арабский эрос» (1998), «Посвящается Блуму. Акты» (2003) и «Серебряный век. Русские типы» (2004).
(Леопольд Блум – герой романа «Улисс» Джеймса Джойса, произведения, в значительной степени повлиявшего на всю литературу ХХ века).

Книга художника – это совершенно самостоятельное творческое направление, которое, с одной стороны, не является непосредственно книжной графикой (иллюстрацией), с другой же, неотрывно связано с литературой, с самим фактом ее существования. Для художника в данном случае книга представляется не как часть глобального литературного и культурного текста, а как отдельный объект культуры, она становится формой творческой реализации, своего рода инструментом. Этот инструмент предполагает обращение к различным видам искусства: художественным (визуальным), концептуальным и литературным. Книга художника чаще всего являет собой уникальный творческий продукт: исключительно малотиражный (или существующий в единственном экземпляре), выдуманный, «рукопечатный», высмотренный – «само-дельный» (в хорошем смысле слова).

В формальной системе выбора «тем» в любом искусстве художнику-творцу невозможно обойти эротическую тему,  тему красоты и любви. Результат обращения к этой теме, однако, не всегда ясен, доступен и «хорош» для зрителя-созерцателя, в силу очевидных причин разности опыта… Михаилу Карасику, между тем, удалось создать убедительный художественный пример, имеющий очевидные коннотации с близким ему русским искусством первой трети ХХ века, которое исторически отличалось вынужденной асексуальностью. С другой стороны, его работы содержат не менее убедительный и «адресный» текст, который также имеет коннотации с классической русской и европейской литературой конца ХIХ – начала ХХ века, эротический градус которой, в свою очередь, был исключительно высок. Попытка реконструкции историко-культурного пространства, невзирая на противоречия, оказалась удачной и в должной мере серьезной и полной.
Эротическая тема в творчестве художника началась с классического библейского текста «Песни Песней царя Соломона» — на рубеже девяностых он создал три сюиты. В 1996 году в новой работе «Арабский эрос» также звучат библейские и восточные ноты. В этом альбоме художник затрагивает в некотором смысле запретную тему, которая не может быть словесно или визуально обозначена на Востоке. Сами листы альбома при этом воспевают красоту и чувственность женщины, передаваемые не столько через фактическое изображение «героев», сколько через саму атмосферу и время суток, обозначенных в названиях композиций. «Арабский эрос» стилистически близок «Песне песней» и является примером более ранних исканий автора. Два последних альбома являются уже вполне узнаваемыми и характерными работами художника, где ярко проявлен его интерес к фотомонтажу, в то время как раньше автор работал в более традиционных, в широком смысле, графических техниках.
Представленные на выставке альбомы — это не совсем эротика, в широком смысле, это размышления об искусстве и времени. Листы из центральной работы выставки «Посвящается Блуму. Акты» являются визуальными репликами на великую книгу двадцатого века «Улисс» Джеймса Джойса. В качестве основы для своих литографий художник использует порнографические карточки начала ХХ века — похожие на них могли принадлежать герою романа Леопольду Блуму. Любителям искусства хорошо известны иллюстрации к «Улиссу» Анри Матисса, выполненные в технике офорта, в которых мастер рассматривает только античную линию романа — приключения Одиссея. Карасик же, напротив, использует метод фотомонтажа, отталкиваясь от эпохи Блума.
Последний альбом «Серебряный век. Русские типы» также выполнен на основе исторических фотографий, и видится своеобразным наглядным (визуальным) рассмотрением темы. В русском искусстве первой трети ХХ века можно найти примеры намеренного обращения к этой теме — работы К. Сомова или малоизвестная «порнографическая» серия рисунков Б. Кустодиева, к примеру. 
Карасик увязывает визуальный ряд с текстом, создавая единое культурное пространство, которое, в свою очередь, вызывает обращение к памяти (часто исторической) и направляет воображение читателя / зрителя к той цели, которая, собственно, и является авторским замыслом. Здесь начинают работать несколько другие механизмы восприятия, когда сам творческий продукт – «книга»: техника и материал её исполнения, форма, вес и прочие внешние признаки буквально работают на ее литературное, художественное и – шире – культурное содержание.

Пролистать наверх