Выставка иллюстраций братьев Г.А.В. Траугот к произведениям Владимира Набокова

Афиша_Набоков

16 апреля — 15 мая 2011 года
Музей В.В. Набокова Филологического факультета СПбГУ

Выставка объединила работы Александра и Валерия Трауготов, посвященные сложной литературной теме — творчеству Владимира Набокова. На выставке были представлены оригиналы иллюстраций к сборнику «Стихотворения, рассказы», вышедшему в 1991 году в издательстве «Детская литература», которые любезно предоставил для выставки Музей-усадьба «Рождествено» и более поздние станковые листы, посвященные стихам и прозе Набокова, ранее никогда не выставлявшиеся.

В рамках этой выставки прошла конференция, посвященная ленинградской школе иллюстрации. С этого момента начинает свою историю проект «Трауготовские чтения».

«Предлагаемую выставку хотелось бы представить в двух аспектах. Первый — чисто прикладной.
Все представленные произведения выставляются в музее впервые. Часть из них — листы небольшого формата — входит в серию иллюстраций братьев Г.А.В. Траугот к сборнику Владимира Набокова «Стихотворения, рассказы», вышедшему в Ленинградском отделении издательства «Детская литература» в 1991 году. Рисунки дают достаточно полное представление о самой книге (их формат соответствует книжной полосе, печать в два цвета) и о характерных особенностях работы художников (стилистика беглого «живописного» рисования, углубление пространства иллюстрации за счет экспрессии цветового пятна, трактовка образов и т.д.). Добавим, что в книге Трауготы иногда составляют из двух полосных иллюстраций живописный разворот, играя на контрастах образных сопоставлений. В экспозицию не включены виньетки, несущие в макете книги чисто функциональное значение. В целом, листы набоковской серии — классическая работа Трауготов конца 80-х годов, демонстрирующая зрелую маэстрию рисунка и умелое использование возможностей книжной полиграфии.

Вторая часть выставки, тематически связанная с первой, — тридцать пять  рисунков на темы раннего Набокова, выполненных художниками несколько позднее для неосуществленного издания, в большем формате, в новой графической технике. Другое решение, другая книга, и, может быть, другой Набоков — взята более драматичная, ностальгически-острая нота. Несмотря на черный фон (придающий листам дополнительное измерение герметичной и «упругой» глубины), использование пера и тонкой кисти для работы контрастным белым тоном и лишь нескольких ударов-прикосновений цветной пастелью, эти композиции, пожалуй, ближе к станковой живописи Трауготов. (В подобной технике решены художниками иллюстрации двух больших циклов — булгаковского и гофмановского — 2000-х, выполненных для издательства «Вита Нова».) Парадоксально, но более серьезный статус рисунки приобретают благодаря надписям. Разрушив чистоту изобразительного поля, внедрив в него «чужеродный» текст (строчки из стихов Набокова), художники моделировали дополнительный план — не только смысловой, но и пластический. Листы выглядят вполне самодостаточными, имеющими собственный «метафизический» вес.

Это впечатление подкрепляется третьей группой произведений, уже не являющихся собственно иллюстрациями к текстам Набокова. По своим формальным признакам (не столько формат и техника исполнения, сколько объединяющий черный фон-среда и использование литературных строк в построении композиций) и, главное, своим образным строем, интонацией эти листы близки второй набоковской серии. Сопоставление черных набоковских иллюстраций с черными же «аллегориями» на (условно) «современные» сюжеты существенно обогащает, углубляет прочтение как первых, так и вторых; в результате перед нами — лирический «дневник», размышление живописцев (на память приходят пушкинские кроки на полях рукописей), стилизованная (шлейф эстетизма прошлого века — от «Мира искусства» ли, от рисовальщиков лебедевской школы — тянется за Трауготами) попытка «визуализировать» память — свою (авторскую; заданная рисункам «личная» тема: изображаются близкие люди, в действительности случившиеся моменты и ситуации) или коллективную (иллюстрации к стихам о покинутой Набоковым в 1918 году России).

Таким образом, перед нами — блок графических произведений, представляющий творчество Г.А.В. Трауготов не полно, но достаточно эффектно — здесь и камерные иллюстрации, среди которых мы видим небезынтересные литературные и исторические портреты, и щегольские «черные» листы, трактующие материал более полновесно, и вообще редко доступные широкому зрителю станковые рисунки художников.»

Из сопроводительной статьи Филиппа Кондратенко, написанной к выставке. Статья доступна по ссылке ниже.

Пролистать наверх