25 ноября – 5 декабря 2023 года
Центр книги и графики (Литейный пр., 55, Санкт-Петербург)
Проект «Трауготовские чтения»
Вера Павловна Янова (1907-2004) – уникальный и исключительно самобытный художник. Её творчество безусловно является яркой страницей ленинградского искусства, значимым и во многом ещё ожидающим осмысления явлением.
Вера Янова – жена художника «круговца» Георгия Николаевича Траугота, мать одних из наиболее заметных художников ленинградской послевоенной иллюстрированной книги – Александра и Валерия Трауготов, вместе с отцом образовавших знаменитый книжный тандем Г.А.В. Траугот.
Она избрала свой путь, практически полностью отказавшись от публичного показа своих произведений, так же как и от вступления в Союз художников (ЛОСХ) или в любую другую официальную или «неофициальную» группу художников. Её работы на протяжении жизни никогда не выставлялись на городских выставках, с ними были знакомы лишь представители ближнего семейного круга – круга семьи Траугот. Этот круг, между тем, имел немаловажное значение для культуры и искусства Ленинграда, в него входили представители творческой интеллигенции, во многом сохранявшей связи с искусством довоенного Ленинграда, художники, писатели и поэты, учёные, люди, подчас обладающие самыми различными взглядами, но объединённые истинной любовью к искусству. Этот принцип – жизнь и любовь в искусстве – положен в основу работы всех представителей семьи Траугот, свои произведения художники считали согласованными, совместными. Вероятно, такое «настоящее» отношение к искусству, его своеособость, в некоторой степени обусловило заметное влияние творчества Трауготов и Яновой на некоторые явления в ленинградском искусстве, не всегда прямое, но звучащее отголоском сказанного слова.
Работы Веры Яновой – это удивительный, экспрессивный мир цвета и чувства, где последнее – чувственное переживание – положено в основу её живописи. В её обширном творческом наследии можно выделить основные жанры: городской пейзаж, натюрморт, портрет, религиозные образы. Но само понятие жанра в её работах часто стирается, один жанр переходит в другой, происходит смешение и смещение смысловых и изобразительных приемов, в привычном смысле – живописных основ.
Смелый и уверенный подход к рождению и построению, практически взращиванию изображения; сложное «осознание» цвета, часто не совпадающего с цветом (из)начальной натуры (будь то городской пейзаж, цветы или портрет), когда цвет становится своего рода характеристикой изображённого, его внутреннего состояния; непременная, но каждый раз невероятная, витальность её работ, «обязательное» одушевление сюжета, своего рода попытка запечатлеть «душу» уходящего момента, дня, настроения. Всё перечисленное является уникальным языком живописи Вера Яновой, определяя её особое и безусловно значимое, пусть и не всем пока понятное, место в истории ленинградского искусства.
В названии выставки использованы слова Веры Яновой, которая она говорила своим детям и близким в Ленинграде во время блокады в 1941-1944 годы. Вероятно, эти слова могут во многом определить принцип её искусства – как идущий от сердца.
Художник Владимир Стерлигов (1904-1973), друг семьи Траугот, в 1950-х годах так охарактеризовал искусство Яновой:
«Тут правдивые обманы
И нездешние каноны
То тюльпаны, как иконы,
То иконы, как тюльпаны».
Впервые работы Веря Яновой были публично показаны в составе большой выставки «Семья Траугот», объединившей произведения всего творческого семейства и проходившей в Русском музее в 2012 году. После этого некоторые её работы появлялись лишь на нескольких сборных выставках. Большого монографического показа произведений художника по существу ещё не было, тем важнее и значимее выглядит данная выставка.
В экспозицию войдёт более 80 живописных и графических работ художника 1940-х – 1980-х годов, большинство из которых ранее не выставлялись.
Выставка организована проектом «Трауготовские чтения» как часть связанных между собой экспозиций, формально объединенных темой 120-летия со дня рождения Георгия Николаевича Траугота (1903-1961). В октябре 2023 года в Москве одновременно открылись две выставки: выставка Георгия Траугота в «Открытом клубе» (Москва, ул. Спиридоновка д. 9/2) и камерная выставка Веры Яновой в ландшафтном бюро «МОХ» (Москва, Старомонетный пер, 12). Выставка Веры Яновой в Петербурге будет заключительной экспозицией из трёх первоначально задуманных, ярко и широко представит её творчество для любителей и ценителей ленинградского искусства.