Выставка «Лев Токмаков. Книжная графика»

20 февраля — 16 марта 2018 года
Библиотека книжной графики (Санкт-Петербург)

В рамках выставочной программы проекта «Трауготовские чтения» в Библиотеке книжной графики состоялась выставка народного художника РФ, замечательного московского иллюстратора Льва Алексеевича Токмакова (1928–2010, Москва).
Лев Токмаков проиллюстрировал более 200 детских книг, много лет сотрудничал с журналами «Мурзилка» и «Весёлые картинки», работал в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Молодая гвардия» и т.д.; лауреат и дипломант многочисленных премий и конкурсов в области книжной графики.
На выставке были представлены оригиналы книжных иллюстраций, выполненные в период 1950–2000-х годов, изданные книги и станковая графика художника.
Это выставка — фактически первая персональная экспозиция художника в Ленинграде-Петербурге.

КНИЖНАЯ ГРАФИКА ЛЬВА ТОКМАКОВА

Лев Алексеевич Токмаков (1928–2010) — один из самых известных и узнаваемых отечественных иллюстраторов. Заслуженный художник РСФСР (1981). Народный художник России (1998).
Творческий путь Льва Токмакова начинался в то время, когда в советской книжной графике формировалась тенденция к преодолению «подстрочной» иллюстративности, станковизма и натурного рисунка, характерных для иллюстрации 1940-х и первой половины 1950-х годов. Детская книжная графика становится лабораторией, где молодые художники стремятся к созданию адекватного современности художественного языка. Вдохновляясь и руководствуясь традициями книжного искусства 20–30-х годов, заложенными Владимиром Лебедевым, Юрием Васнецовым, Евгением Чарушиным, Владимиром Конашевичем, художники книги рубежа 50–60-х годов, среди которых были Лев Токмаков, Май Митурич, Виктор Пивоваров и др., старались создать детскую книгу нового типа.
Первой большой работой Льва Токмакова в книжной графике стала книга Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов» (1960). Книга построена на игре геометрических форм и ярких цветовых пятен, аппликационного принципа и силуэтного рисунка. Эта работа подчёркнуто условна и призвана развивать детскую фантазию и умение интерпретировать увиденное. История выхода книги в свет не была гладкой – иллюстрации были сочтены формалистическими, и только личное ходатайство Джанни Родари способствовало изданию книги.
С 1961 года начинается творческий союз Льва Токмакова и детского поэта, писателя и переводчика Ирины Токмаковой. Одной из самых значимых книг этого союза стала книга «Крошка Вилли Винки» (1962). Молодые художник и поэт в этой работе опирались на опыт сотворчества Маршака и Лебедева, Чуковского и Конашевича. В этой книге Токмакову удалось воплотить один из важнейших своих принципов построения детской книги – совместить реальный (характер костюмов, цветовые «шотландские» сочетания, приметы национального быта) и воображаемый миры, которые на страницах книги находятся в единстве, вымысел превращается в реальность и наоборот, и это помогает ребёнку увидеть далёкую Шотландию, сделать её близкой и понятной. Ещё одной значимой книгой, вобравшей опыт долголетнего сотворчества Токмаковых, стала книга «Летний ливень» (1980).
В книгах для детей школьного возраста, например, «Как папа был маленьким» А. Раскина (1961, конец 1990-х гг.), художник стремится перевести словесную метафору в графическую, построить динамические характеры на грани простого и сложного и сочетает сюжетную и ассоциативную иллюстрацию, что делает возможной разность восприятия.
Для повести-сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (1968) художник нашел новое для себя решение, построив оформление книги на игре всего трёх красок – оранжевого кадмия и чёрной туши в сочетании с белой бумагой тёплого оттенка. Книга эта вобрала в себя лучшие достижения иллюстрации 1960-х годов: виртуозную линию рисунка, лаконичность композиций, выразительность при небольшом наборе используемых средств. Токмаков доказал, что минимализм шестидесятых при умелом использовании может быть приемлем и в детской книге.
В поэтике Токмакова значительную роль играют сказочные персонажи, что особенно ярко проявилось в книге «Русские сказки для детей» (1973). К иллюстрированию этих сказок художник приступает после двадцати лет работы в детской книге. Здесь его подход подчёркнуто декоративен, образы отсылают к традициям народного искусства – лубка, городецкой и вятской игрушки. Нарочито статичные изображения зверей таят в себе напряжённую готовность к движению. Однако, при всей декоративности стиля, художник демонстрирует необычайно хорошее знание звериных повадок. Несколькими росчерками он умеет набросать динамичную форму, уловить характерное движение и передать характер. В этой убедительной лаконичности он близок к Маю Митуричу, также тонко чувствующему звериную натуру.

Совсем иначе оформлена книга «Лесное яблочко» (1984). В отличие от сказок о зверях, в этих волшебных сказках есть подлинно трагические ситуации, и язык линий и красок здесь призван выражать более сложные чувства. Отсюда сдержанность цвета, спокойствие линейного рисунка, акцент на пластической наполненности формы, на замедлении движения.
Большое значение художник придает ритмической организации книги – различный ритмический строй определяет структуру книг. Так, например, в мире, где властвует Пеппи, все линии пляшут в вихревом ритме. В иллюстрациях к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» форма почти статична. Сквозное горизонтальное движение, присущее иллюстрациям к «Джельсомино» передаёт поступательный и формирующий характер времени. Через определённые промежутки этот горизонтальный поток намеренно нарушается вертикалями, что придаёт книге устойчивость и композиционную завершённость.
При оформлении книги Отфрида Пройслера «Крабат» (1980–1983) Токмаковв очередной раз демонстрирует изменения в стиле, обусловленные непрекращающимся поиском новых художественных решений. Если в предыдущее десятилетие Токмаков сначала выстраивал форму лаконичными линиями, затем – цветовыми пятнами, то теперь он пробует объединить оба подхода. Плавная, пружинистая, полная скрытого напряжения линия превращается в энергичный короткий штрих, «подкрашенный» цветом. Книга Пройслера многопланова и насыщена мистической таинственностью. Писатель помещает фантасмагорические сцены в абсолютно реальную обстановку. Такой характер повествования оказался близок подходу Токмакова — объединять в своих работах действительность и фантазию.

Л.А. Токмаков, известный прежде всего как мастер детской книги, также был автором статей об искусстве, в особенности об искусстве детской книги и графике вообще (некоторые из них собраны в книге «Художник Лев Токмаков», М.: Советский художник, 1989). Кроме этого, он занимался и станковой графикой. На выставке в Библиотеке книжной графики представлено всего несколько листов из двух серий — африканской и уральской, но они тем не менее приоткрывают ещё одну грань творчества художника. Лев Токмаков родился в Свердловске (Екатеринбурге), и пейзажи Урала составляют большую часть его станкового графического наследия. В уральских литографиях нет резких штрихов, контрастных сопоставлений цвета или фактуры — всё изображённое на них как бы проступает через дымку воспоминаний. В африканской серии (Токмаков бывал в разных странах Африки в 1960–1980-х гг.) художник создаёт обобщённый образ далёких стран — типы людей, характерные пейзажи, предметы обихода. Акцентуированная цветность книжной графики сменяется здесь монохромностью.
За время своего творческого пути Лев Токмаков создал десятки литографий и множество рисунков в станковой графике, он нередко выступал в печати как журналист, критик и детский писатель. И всё же главное место в его творчестве занимала книжная иллюстрация. Пятьдесят лет Лев Токмаков рисовал детские книжки. На сегодняшний день в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Молодая гвардия», «Астрель» и др. вышло свыше двухсот детских книг, в которых можно прочитать: «Рисовал Лев Токмаков». Именно «рисовал», так подписывается художник в книгах, им оформленных, т.е. не дополнял текст, а участвовал в творческом процессе, создавая книгу вместе с автором текста.
«Художник и писатель в своей книжке выступают как два рассказчика: когда первый говорит о чём-то вкратце, второй уточняет и развивает его мысли. Иногда одна коротенькая строчка стиха даёт художнику повод для большой картинки». (Л. Токмаков)

Использованы материалы:
Завадская Н.  Художник Лев Токмаков // Художник Лев Токмаков. М.: Советский художник, 1989.
Ескина Е. Лев Токмаков. URL: http://deti.libfl.ru/illustrator/tokmakov.

Пролистать наверх