Выставка Александра Николаевича Аземши

25 февраля – 25 марта 2015 года
в рамках проекта «Трауготовские чтения»
Музей В.В. Набокова СПбГУ
выставка известного российского художника
Александра Николаевича Аземши (1950-2014).

«… Так хорошо он умеет читать. Возможно – лучше всех на свете. В его воображении каждое существительное становится физическим телом, чьи очертания соответствуют эпитетам. И литературная форма превращается в кукольно-вещевую пантомиму. Действующую как шарада, разгадка которой – реплика. Всегда хотя бы отчасти нелепая, почти всегда – смешная; но не только.
Каким-то чудесным, необъяснимым образом Александр Аземша вводит в свои картинки – интонацию. Она физически слышна. Неизбежно возникает – как единственно возможная в поставленной им мизансцене. … Сколько же таких призраков он материализовал. Вочеловечил. В сущности – обессмертил».

Самуил Лурье

ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ: ПЕТЕРБУРГ
№3/2014

Выставка была посвящена памяти замечательного художника и призвана показать широкому зрителю его большую и незаурядную работу в области иллюстрированной книги.

Александр Николаевич Аземша (род. Ленинград). В 1975 году окончил факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (по классу Г.Д. Епифанова). Активно работал с журналами «Нева», «Искорка», «Пионер». В 1978-1989 годах главный художник юношеского журнала «Костер». Занимался станковой и книжной графикой, росписью по дереву и по метлахской плитке.
С 1967 года регулярно участвовал во Всесоюзных, российских и международных выставках, в том числе в Германии, Канаде, Эстонии.
Работы художника хранятся во многих музейных и частных коллекциях России, Австралии, Великобритании, США, Франции и других стран.

В 1977 году в издательстве «Детская литература» вышла первая отдельная книга с иллюстрациями художника «Я буду сражаться: рассказы о Фридрихе Энгельсе» Х. Тальке.
С 1978 Член Союза Художников. Тогда же выходит книга братьев Гримм «Бременские музыканты» (изд. «Детская литература») с его иллюстрациями (отмечены как одни из лучших в каталоге к 200-летию братьев Гримм, Берлин).
Александр Аземша оформил и проиллюстрировал более 100 изданий, многие из которых были отмечены дипломами разных степеней на российских и зарубежных конкурсах книжного искусства. Большая часть его работы в книге была адресована детям, что, безусловно, характеризует художника как чуткого и внимательного мастера, обладающего не только художнической интуицией, но и живым подвижным умом. В свои рисунки он вкладывал душу, педантично доводя иллюстрацию до совершенства и с точки зрения техники, и с точки зрения интеллектуального замысла. На его книгах выросло не одно поколение детей – с 1970-х по 2010-е гг.
Среди наиболее известных книг, оформленных А. Аземшей можно отметить: «Аленький цветочек: сказки ключницы Пелагеи» С.Т. Аксакова, «Медной горы хозяйка» П.П. Бажова, «Друзья-товарищи» С.Я. Маршака, «Маленький охотник Тигикак. Эскимосский народные сказки», «Какого цвета ремесла» Дж. Родари, «По лунной дорожке» Б.Ф. Колосова, Стихи для детей и «Кто?» С. Черного, «Что я видел в Эрмитаже» О.А. Тарутина, «Лесная азбука» М.Е. Трофимова, «Наука побаждать» А.В. Суворова, Сочинения Козьмы Пруткова и многое другое.
Вместе с тем, хорошо известна его работа и во «взрослой» иллюстрации. Это, хорошо запоминающиеся, эффектные, остроумные и ироничные иллюстрации. Одной из последних его, не до конца реализованных работ, стал цикл по произведению Гоголя «Мёртвые души». Художник успел сделать чуть более 40 персонажей из более чем 200 предполагаемых.

Пролистать наверх