14 января — 12 февраля 2022 года
Русский музей. Восточный павильон Михайловского замка
Центр педагогики и детского творчества Русского музея
Что же касается внутренней книги, испещренной незнакомыми знаками
(причем, рельефными знаками, которые я, исследуя собственное подсознание,
находил, задевал, огибал, как водолаз, исследующий глубину), при чтении которых я не мог
воспользоваться ничьим советом, потому что само это чтение тоже представляло собой
творческий акт, в котором никто не мог ни заменить меня, ни даже читать вместе со мной. <…>
Эта книга, самая трудная для расшифровки, является в то же время единственной книгой,
которую продиктовала нам реальность, единственной, где «ощущение» внушено самой реальностью.
Марсель Пруст
Приведенная в качестве эпиграфа мысль французского писателя о феномене внутренней книги во многом созвучна многогранному творчеству Александра (*1931) и Валерия (1936–2009) Трауготов, виднейших представителей высокой традиции петербургской / ленинградской графики ХХ века и безызменных хранителей культуры — не только книжной, но и художественной культуры в широком смысле. Культура же по определению является результатом сложной нелинейной преемственности и, вероятно, здесь скрыт один из истоков их глубокой оригинальности художественного ви́дения и своеобразности взгляда на искусство как таковое, равно как и неповторимость пути в нем.
Метафорой творческого метода братьев Трауготов или, точнее, их отношения к делу всей их жизни, а также продукта их вдохновенного труда в данном случае служит понятие «близкого чтения», одновременно доверчивого и пристального, пылкого и сосредоточенного, благодарного и испытующего. Наш выбор определен тем, как мысль, слово и знак оживают в пластическом образе, иными словами — в Искусстве, тогда как некое загадочное и потаенное знание природы вещей, а может быть и самой жизни, которым обладают художники, приводит в действие мысленный «образ» той самой «внутренней книги».
* * *
В июне 2021 года исполнилось девяносто лет Александру Георгиевичу Трауготу.
Настоящая экспозиция завершает выставочную программу юбилейного года; при этом ее масштаб не только дает возможность искушенным зрителям лишний раз обратиться к плодам творчества известных российских иллюстраторов, но и позволяет всем тем, кто впервые с ним знакомится, получить емкое представление как о разноплановости его стилистического характера, так и о богатстве его тематического и жанрового спектра.
Выставка объединяет смешанный материал. Основная часть экспозиции — это книжная графика: оригиналы иллюстраций и эскизов к многочисленным произведениям мировой художественной литературы. Речь прежде всего идет об, условно говоря, «детском» иллюстрировании Трауготов 1960–1990-х годов: здесь мы видим и обширные графические комментарии к сказкам Х.К. Андерсена, рисунки и акварели к произведениям М. Метерлинка Э. Ростана, А. Пушкина, А. Чехова, М. Куприна, Л. Толстого, А. Волкова, Н. Гернет, Б. Сергуненкова, русским народным сказкам и многое, многое другое. Особый интерес представляет уникальный материал – целый ряд ранних (1950-х – начала 1960-х годов), иллюстраций к книгам, посвященным цирку, которые так и не вышли в свет.
Кроме того, солидный пласт станковых работ: портреты, пейзажи и натюрморты, выполненные в различных техниках (живопись и графика) в разные годы – с начала 1970-х до конца 2021 года.
Экспозиция дополнена декоративными произведениями – роспись по фарфору.
Значительная часть произведений из всех трех разделов ранее не демонстрировалось в музейном контексте.
* * *
Творческий тандем братьев Александра и Валерия Трауготов не нуждается в специальном представлении. Его существование стало поистине знаковым явлением в художественной жизни послевоенного Ленинграда, а громадное количество книжных работ, подписанных запоминающимся тройным инициалом «Г. А. В.» в совокупности представляет собой одну из самых ярких страниц в истории искусства советской книги послевоенного периода.
Трауготы начали работу в сфере книжного оформления во второй половине 1950-х годов. Их работа в иллюстрированной книге 60-х — 70-х годов стала благодатным полем для весьма смелых по тем временам экспериментов — именно на нем и произошло их становление в профессии и, в дальнейшем, полноценная творческая самореализация. Экспериментальному подходу Трауготов к оформлению книги, в первую очередь проявившемуся в подчеркнутом форсировании колористической основы цветной иллюстрации, пошло также на пользу уверенное владение навыками быстрого рисунка, меткого и, с другой стороны, дерзкого и чувственного. Это позволило им сочетать элегантную раскрепощенность исполнения с достоверностью деталировки. А твердое знание возможностей отечественной полиграфии, основательное знакомство с принципами и технологиями машинизированного книгопечатания, а также склонность к настойчивому творческому поиску вкупе с колоссальной трудоспособностью стали залогом успеха Трауготов и их в полной мере заслуженной известности в качестве знатоков и мастеров книжного дела.
Последнее качество находится в неразрывной связи с подлинным, не ослабевшим с течением времени, интересом к рабочему процессу как акту творчества в исконном смысле. Интересом, вновь и вновь подтверждаемым и нынешними «трудами и днями» Александра Георгиевича, продолжающему активно работать, и распространяющимся на всю работу художников, далеко не ограниченную работой в книге.
О режиме работы, приобретении билетов и о выставке на сайте Русского музея https://www.rusmuseum.ru/pavilions-mikhailovsky-castle/exhibitions/vnutrennyaya-kniga-bratev-g-a-v-traugot/.