24 сентября — 30 ноября 2020 года в Российском Этнографическом музее открыта выставка «С ЭТИМ ВРЕМЕНЕМ НАМ НЕ РАССТАТЬСЯ: РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ‒ ХРОНИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ». Выставка приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, работе и судьбам сотрудников музея, сохранившим уникальные коллекции и здание самого музея. Исторические разделы выставки рассказывают об основных этапах военной истории музея. Представлены предметы из фондов музея – пережившие блокаду, бывшие в эвакуации в Новосибирске, архивные документы, предметы музейного оборудования, а также видео материалы.
Художественная часть выставки подготовлена проектом «Трауготовские чтения». Это работы художников Г.А.В.Траугот – Георгия, Александра и Валерия Трауготов, графические произведения, объединенные темой войны и блокады.
Ядро художественной части экспозиции составляет подборка подлинных человеческих документов (по ёмкому определению Лидии Гинзбург) — это акварельные этюды первой половины 1940-х годов Георгия Траугота, чья профессиональная карьера в течение долгого времени была тесно связана с Этнографическим музеем, а также графические листы, выполненные под непосредственным впечатлением от увиденного его юным сыном – Александром Трауготом. Александр рисовал всю блокаду. Его рисунки этого времени – это уникальный, исключительно ценный материал, личный опыт звучащий через искусство. Совсем не детское свидетельство жизни осажденного Ленинграда (но не павшего), сложной и часто трагичной жизни людей (но жизни), свидетельство времени (времени прожитого).
Выставку дополняет ряд работ более позднего времени, также относящиеся к блокадной — и/или, шире, военной — рефлексии. Это оригиналы иллюстраций (опубликованных и неопубликованных) к книге «Мой лейтенант» Даниила Гранина, вышедшей в 2005 в издательстве «Вита Нова», выполненные братьями Александром и Валерием Трауготами.
На выставке представлено интервью с Александром Трауготом, специально подготовленное проектом для данной выставки.
Произведения, ощутимо разнесённые в плане линейной хронологии, объединены не только внешним сюжетом. Нить, которая их скрепляет, суть не что иное, как «труды и дни» их авторов. Точнее, никогда не увядавшее в них чувство принадлежности сплоченному и замкнутому творческому содружеству, будто бы вовсе не подвластному губительному воздействию времени. Семейная традиция невероятно много значила — и значит — для Трауготов. Поэтому вероятно рисунки Александра с такой лёгкостью рифмуются с городскими ландшафтами отца, равно как и с многочисленными листами зрелых книжных «сериалов» Трауготов-иллюстраторов, в работе над которыми принимал равноправное участие младший сын Георгия Траугота – Валерий.
Трауготы иллюстраторы обращались к теме войны и блокады не один раз, быстро вспоминаются иллюстрации к книгам «Кукла» Геннадия Черашина, «Жила, была: Историческое повествование о Тане Савичевой» (некоторые из работ Александра Траугота блокадной серии именно в ней и опубликованы), «Стихи и поэмы» и «Прошлого – нет» Ольги Бергольц, более поздние работы к «Мой лейтенант» Даниила Гранина (представленные на выставке) и др.
Представленные на выставке работы художников Г.А.В. Траугот – это достоверные свидетельства, рельефные следы исторической драмы — в свете которой в конечном итоге следует рассматривать каждую человеческую жизнь, сегодня быть может выявляющие ощутимую синхронию страшных реалий блокадного Ленинграда, и обманчивого комфорта современного коммуникационного общества.